Выбор мотоцикла для начинающих

Выбор мотоцикла для начинающих

Мотоцикл - воплощение свободы и независимости. Сколько молодых людей и девушек мечтают о нем!
Мотоцикл дарит незабываемые ощущения! Когда серая река асфальта бешено, струится под колесами, ветер дует в лицо, а слух ублажает песня двигателя - это восхитительно!
Мотоцикл позволяет достичь единения с природой, чего не скажешь об автомобиле, отгораживающем своих пассажиров от остального мира жестяными стенами и стеклами.
Мотоцикл заставляет проявлять силу и волю, когда несет тебя к цели через полуденный зной, либо проливной дождь. А в крупных городах, кроме того, мотоцикл способен помочь владельцу забыть о пробках.

И вот кто-то из знакомых загорелся мечтой о двухколесном друге. А вы решили помочь ему с этим. И тут я вынужден вас приземлить. Во-первых, байк - это вещь не для всех. Человек должен попробовать сам проехать на нем и потом решить, его это или нет. Кто-то после первой же поездки понимает, что этот транспорт ему не подходит. Этот факт нисколько не умаляет личных качеств человека. Просто кому-то нравятся хорошие стихи, а кому-то хорошая проза - с "двумя колесами" точно так же.
Ну, и самое главное - мотоцикл это очень опасное транспортное средство.
Мотоциклисты часто попадают в аварии, причем в большинстве случаев - не по своей вине. А среди бывалых байкеров бытует поговорка: "Не падает тот, кто не ездит!" Падают все.

Но вот пробная поездка совершена. В крайний раз родные и близкие поохали по поводу опасности… И решение принято - человеку нужен байк! С чего начать? Мой совет такой. Не дарите мощный аппарат. "Литровые" "спорты", огромные чопперы, безудержные мускулистые эндуро - все это не для новичка. Они могут привести его к травмам и навсегда отбить желание ездить. Поэтому, давайте сначала разберемся, что же нужно новоявленному мотоциклисту.

Все мотоциклы делятся на:

Мопед

мопед хонда дио

- транспортное средство, имеющее рабочий объем двигателя не более 50 кубических сантиметров и максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час. К мопедам, помимо классических, знакомых всем с детства аппаратиков, также относят малокубатурные скутеры.
Пока что для управления таким транспортом не нужно прав. К минусам мопеда относится то, что имеются определенные ограничения по ПДД на управление этим транспортным средством.
Поэтому он хорош для "покатушек" недалеко от дома и на даче.
Мопед дает возможность представить себе ощущения мотоциклиста, но малый запас по скорости и мощности делает его опасным при езде в плотном потоке. Это отчасти компенсируется высокой маневренностью мопеда. Но только отчасти. Часто мопедисты попадают в аварию, не имея возможности набрать дополнительную скорость, чтобы уйти от удара со стороны не заметившего их автомобиля. Мопед является "школьной партой" мотоциклиста.
С него есть смысл начинать вождение, но останавливаться на нем не стоит. Из мопедов стоит порекомендовать старый добрый двухтактный Honda Dio.
Также можно подобрать что-либо среди современных "китайцев" - дешево и сердито. У китайских скутеров, например Lifan, либо аппаратов совместного производства, таких как ЗиД-Lifan довольно современный дизайн. К тому же они рассчитаны на рослых европейцев. Однако, стоит учесть, что надежность 10-15 летней Dio порою оказывается выше нового "китайца" - японцы умеют делать технику.

Скутeр

Honda Silver Wing

- современный аналог мотороллера. Этот вид транспорта становится сейчас все более и более популярным. Основное отличие от предшественника - скутеры оснащаются автоматической трансмиссией, у них нет коробки передач в классическом понимании этого слова, а ее заменяет, чаще всего, клиноременной вариатор.
Скутер - очень удобное транспортное средство. "Табуреточная" посадка, большой пол, комфортное седло, большой подседельный багажник - все это может сделать скутер незаменимой машинкой для езды на работу и для путешествий по более-менее хорошим дорогам.
Однако, скутер балует. Отсутствие механической коробки передач отучает ездока от "мотоциклетного" стиля езды, что может вызвать затруднения при смене транспортного средства. Выбор скутера, на мой взгляд, можно оставить целиком на откуп покупателя. Лично я испытываю особо теплые чувства именно к "японцам", особенно Honda (например, Honda Silver Wing) за их надежность.
Также обожаю итальянскую Vespa - это просто классика и этим все сказано. Правда, эта классика больше подходит девушкам. Но и среди "китайцев" можно найти приличные модели.
Главное, при покупке обратить внимание на качество сборки. Если внешне все сделано аккуратно, нигде ничего не отваливается, не торчит, применены нормальные пластики, значит, велика вероятность, что машинка собрана с умом и прослужит долго.
А теперь о мотоциклах в классическом понимании. Оставлю за рамками статьи различные "гибриды", типа спорт-туристов, найкедов и тому подобного. Расскажу о нескольких основных типах мототехники.

Чоппер

Suzuki Intruder 150

- это то, что является воплощением самой Свободы. Большие, железные, с вынесенной вперед вилкой и ревущим мотором, они неудержимо несут своих наездников навстречу впечатлениям, новым друзьям, новым событиям. Сами чопперы делятся на массу подкатегорий.

Классический чоппер

- это мотоцикл с хребтовой рамой, на которой висит бензобак. Двигатель у такого аппарата должен быть V-образный с воздушным охлаждением и никак иначе. Большое седло, вынос ног, огромный руль, высящийся "рогами", ременная передача крутящего момента на колесо - все это признаки классического чоппера.
Но в современном мире образ чоппера размыт. И среди моделей, подходящих для новичка я не знаю ни одной, которая бы имела все признаки "классики". Но это не страшно - ведь главное - стиль!
Поэтому, покопавшись в загашниках, я извлек оттуда несколько моделей.
Во-первых, классика для начинающего байкера - это Honda Steed. Как правило, для новичка выбирают модификацию этого мотоцикла с кубатурой двигателя 400 куб. сантиметров.
"Стид" вобрал в себя большинство признаков традиционного чоппера. При этом он, как и все японцы, крайне надежен и неприхотлив. К сожалению, как и большинство японских мотоциклов, которые я буду описывать далее, "Стида" можно купить только в б/у состоянии. Но это не беда - при грамотном выборе и обслуживании мотоцикла он сможет прослужить еще не одно десятилетие!
Второй вариант - Suzuki Intruder 400. Кто-то его ругает, кто-то хвалит, но мотоцикл, однозначно, обладает харизмой. "Интрудер" несколько тяжелее и неповоротливее "Стида" - это, однозначно, скажется на езде новичка. Но этот мотоцикл и больше по размеру - пилот высокого роста не будет на нем смотреться несколько комично. К тому же, запас топлива в баке у "Интрудера" куда больше "Стидовского" - это огромный плюс в путешествиях.
Минусом обоих мотоциклов часто называют "вялые" тормоза. Но эти аппараты и не предназначены для гонок со скоростями выше 100 км/ч. После 80 км/ч они начинают потихоньку "сдыхать", что, теоретически, может уберечь начинающего ездока от фатальных ошибок.
Еще одной "классикой жанра", можно сказать, легендой, можно назвать "ведьмочку" - Yamaha Virago. Для "старта" можно поискать модель этого мотоцикла с 250 либо 400 кубовым двигателем. Правда, на мой взгляд, "Ведьма" больше подходит девушкам.
К тому же, при выборе этого мотоцикла необходимо смотреть модификацию - изначально "Вирага" выпускалась с одним крохотным баком под седлом. То, что находилось на раме, было фальшбаком и служило только для размещения контрольных приборов. Более поздние модификации были модернизированы - на месте фальшбака начали устанавливать второй бензобак.
Но все равно, запаса топлива у "Вираги" довольно мало. Это следует учитывать в дальних поездках. Но зато это - один из немногих известных мне чопперов, который выпускался в "хилой" модификации с 250 кубовым мотором. С одной стороны, 250 "кубиков" - очень малый объем. Но с другой это, на мой взгляд, самый оптимальный вариант для "пробы сил". Больше, думаю, в первом сезоне и не понадобится!
Если же есть желание приобрести новый мотоцикл, то могу порекомендовать ЗиД-Lifan LF 400 - это точная копия Yamaha Virago, но выпускающаяся в России. Вернее, собирающаяся. Из китайских комплектующих.
Я, признаться, относился к этой технике с недоверием, пока лично не столкнулся с ней. Впечатление… Хм… Все работает. Вот такое впечатление. Владелец ездит уже полгода и без нареканий. Посмотрим, что будет дальше. Пока пробег у испытываемого образца 35 000 километров - используется очень активно. И из "рукоприкладства" мотоцикл пережил только плановые ТО и замену передней покрышки.

Классика

honda cb-1 400

- они же "дорожники". Эти аппараты не имеют каких-либо ярких отличительных черт. Обычный мотоцикл, без наворотов… Но, тем не менее, они обладают некоторой индивидуальностью, что ли. В первую очередь, на ум приходит Suzuki Bandit.
Это, наверное, самый популярный из дорожников для начинающих. Крепко сколоченный, достаточно мощный, с запасом по скорости и маневренности, он снискал популярность на дорогах России.
Да, его ругают, но, как правило, те недостатки, которые отмечают опытные мотоциклисты, не поставят ему в вину новички. Из "Бандитов" для первого знакомства с мотоциклом, можно порекомендовать 400 кубовую, либо, лично моя рекомендация, 250 кубовую модель. Все же первый байк не должен быть слишком агрессивным.
"Одноклассник" "Бандита" - Honda Hornet - "Шершень". Из всей линейки "Шершней" я бы порекомендовал 250 кубовый вариант. Надежный, удобный, с достаточно большим баком, он станет неплохой "школьной партой" и доставит удовольствие не только в течении первого мотосезона.
Из Honda так же можно приглядеться к знаменитой модели Honda CB-1. Мотоцикл обладает некоторыми чертами спортивного. Но оба они в модификациях с минимальной кубатурой вполне пригодны для обучения езде.
К этому же классу относятся мотоциклы Honda CB400 SuperFour, Yamaha FZ400 и
Suzuki SV400.
Еще на сегодняшний день есть смысл обратить внимание на технику, выпускаемую в городе Коврове. Несмотря на некоторое предубеждение, недорогие ЗиД-Lifan LF 200 в дорожной модификации вполне подойдет в качестве "учебной парты".
В модельном ряду Yamaha присутствует Yamaha FZX250 Zeal. Но модель эта довольно редкая, так что могут быть проблемы в случае необходимости приобретения запчастей.
Здесь же нельзя не упомянуть ставшую классикой жанра модель Yamaha YBR 125. Этот маленький "дорожник", снятый с производства в самой Японии, тем не менее, снискал огромную популярность у новичков. Маленький двигатель, коробка передач, которой "хватает" на 2-3 сезона - все это не мешает аппаратику завоевывать все новых и новых поклонников, даже в среде мотоциклистов со стажем.
А привлекательная цена - стоит он около 60 тысяч рублей - сделала его, в своем роде, бестселлером. Тем более, эта цена назначается за новый мотоцикл - модель собирают на китайских заводах Yamaha.
Лично я, займись я вождением мотоцикла немного позже, выбрал бы в качестве первого аппарата именно его.

Эндуро

Kawasaki KLX250

- это мотоциклы для внедорожной езды. Эндуро - очень специфическая техника.
Во-первых, при приобретении подобного транспортного средства стоит обратить внимание на возможность эксплуатации мотоцикла на дорогах общего пользования. Ибо многие модели не омолгированны для этого и применяются только для гонок.
Такие машинки надежны, но, увы, их никто не поставит на учет в ГАИ. К тому же, в силу специфики эксплуатации, для новичка стоит выбирать эндуро с объемом двигателя не более 250 "кубиков". Дело в том, что такой мотоцикл рассчитан на "работу" в тяжелых условиях. Его двигатель "тянет" с самых малых оборотов и часто довольно "агрессивен" к начинающему.
Скорости у эндуро не очень высокие. Но проходимость этих "гряземесов", даже выполненных в виде "паркетника" - псевдоэндуро - не оставит никого равнодушным. Многие считают, что эндуро должен быть в гараже у любого мотоциклиста, хотя бы в качестве аппарата "выходного дня".
Езда на эндуро не особо комфортна и требует несколько иных, нежели другие мотоциклы, навыков. Но это, в какой-то мере, плюс.
Из эндуро можно порекомендовать замечательный аппарат Honda AX-1.
Надежный, прощающий многие ошибки в управлении, неприхотливый и выносливый, он станет другом на долгие годы. Но купить такой мотоцикл непросто. Как правило, владельцы очень неохотно расстаются с ним.
Тут стоит вспомнить о его европейском варианте - Honda NX-250. Его еще называют "маленький Dominator", намекая на преемственность линейки Honda Dominator этому мотоциклу.
NX - это почти полный аналог AX, отличный только пластиковым обвесом, светооптикой, приборной панелью и некоторыми другими мелочами.
Kawasaki KLX250 - тоже довольно распространенная модель. Но она - уже настоящий внедорожный эндурик, поэтому новичку хорошо бы для начала "обкатать" мотоцикл на площадке.
К этой же серии можно отнести и Yamaha TT250, Honda XLR Baja 250, Suzuki Djebel 250. В общем, выбор у начинающего эндуриста вполне даже имеется. И это не считая, опять же, техники ЗиД, например Зид-Lifan LF 200 во внедорожном варианте.
Сделанный несколько кондово, он подкупает низкой ценой и предоставляемой гарантией.

Спорт

Honda CBR250RR

они же - спортбайки. Эти мотоциклы для любителей скорости и "позы эмбриона". Не знаю, как другие, но я бы не рекомендовал приобретение спортбайка в качестве первого мотоцикла.
Любым "спортом", в том числе и спорт-туристом надо уметь управлять. К тому же, падения на нем обходятся дорого в финансовом плане - эти аппараты облачены в пластик.
Если же ваш одариваемый мечтает о спорте, есть смысл задуматься о следующих моделях: Kawasaki ZZR400 - знаменитый "зизер". Для многих он стал первым мотоциклом. Достаточно дешевый, широко распространенный, он страдает только одной болезнью - со временем начинает плохо "подтыкаться" вторая передача. Поэтому при покупке стоит обратить на это внимание.
Впрочем, на коробку стоит обращать внимание при покупке любого мотоцикла. У этого аппарата есть куда более годный к рекомендации собрат, Kawasaki ZZR250. Он еще более демократичен по цене, но, как ни странно, маленький двигатель позволит "отжигать" на нем не хуже, чем на 400-кубовом собрате.
Suzuki GSX-R 250 - тоже довольно известная модель, часто приобретаемая в качестве "первого коня".
Так же можно обратить внимание на Yamaha FZR250R, Honda CBR250RR и Honda CBR125. Это довольно удачные мотоциклы, но… Но тут начинает играть роль мое ИМХО. А оно подсказывает, что "спорты", они же "мыльницы" - мотоциклы не для города, а для трека. "Поза эмбриона", море пластика, бешеные реакции на ручку газа - это как-то не сочетается у меня с удовольствием от езды. Хотя, каждому - свое. Очень многие со мною не согласятся, и будут правы.
Если быть до конца откровенным, то здесь я дал описание довольно маленького количества моделей из всех, которые можно порекомендовать в подарок новичку.
Поэтому, немного изучив их характеристики, вы сами должны "пробежаться взглядом" по модельным рядам производителей.
И Вам это будет сделать гораздо легче, чем мне сейчас объять необъятное. Ибо Вы уже будете знать, какого класса и уровня мотоцикл вы ищете и какую сумму денег готовы отдать за него.
И вот мотоцикл выбран. Что делать дальше? Даже если Вы осуществляете покупку в мотосалоне, обязательно возьмите с собой знающего человека. Полагаться целиком на заверения продавцов, поверьте, не стоит.